Физическая культура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника.
Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. Физическая культура. в школе, каждый ее урок, обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.
Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке.
Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет.
Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.
Часто физкультура в школе, особенно если это определенная система упражнений, проводится под музыку. Это развивает слух, чувство ритма, внимание школьников.
Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому физкультура в школе часто предлагает детям условия для ее осуществления. Это может происходить как в спортзале, так и на улице, как со специальным инвентарем, так и без него, как с определенной целью, так и без.
Физическая культура в школе не ограничивается одними лишь уроками.
Физкультура в школе – это также так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах.
Физическая культура в школе в 1-3 классах продолжает дело дошкольных учреждений.
Именно, физкультура в школе в начальных классах продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх.
Физкультура в школе в начальных классах обучает детей:
- правильно дышать, сочетать дыхание с движением;
- усложненным ходьбе и бегу;
- бегу с препятствиями;
- начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;
- подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками;
- метать мяч в цель на разном расстоянии;
- лазать различными способами по гимнастической стенке;
- элементам спортивно-командных игр;
- обучают ходьбе на лыжах.
Физическая культур в школе в более старших классах осуществляется в более многообразных формах, которые должны включать обучение основам психорегуляции, закаливания, массажа и самоконтроля. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания.
Физическая культура в школе в старших классах призвана сформировать привычку к занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь.
Физическая культура в школе должна воспитать ориентацию на здоровый образ жизни. Физическая культура в школе имеет и свои проблемы.
Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья.
Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети еще в больше степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм. Учителя должны обратить на это особенно пристальное внимание.
Для таких детей нужен особый подход.
Подбор специальных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а так же выбор оптимальной физической нагрузки.
Физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы.
Дети, школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.
Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. Оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 – 2,5 часов в день.
С учетом вышесказанного, следует отметить, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов.
Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы.
Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании.
Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.
Прежде всего следует помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определенный курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.