Шагаа – это новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю. Дату праздника определяют ламы. Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день. Точное время древние тувинцы определяли по собственной руке: считалось, что смена ночи и дня происходит в тот момент, когда становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони. Новый год в Туве встречают весной, потому что только после окота скота, приходящегося на раннюю весну, можно было считать годовой цикл завершенным. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом.
В праздновании Шагаа причудливо переплелись языческие традиции и религиозные каноны. Шагаа встречают у излучины двух рукавов Енисея с ночными шаманскими очищающими кострами; в ста метрах от этого действа на рассвете перед храмом так же горит костер «сан», но произносятся буддийские молитвы и благопожелания, и никто не ощущает неудобств при переходе границ разных традиций.
За несколько дней до наступления шагаа территория села или аала тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают. Эти предновогодние хлопоты по своей сути – обряд изгнания скверны и нечисти из дома.
На Шагаа даже самые бедные араты должны проявить хлебосольность, на праздник в каждой юрте достают специально припасенные продукты. В преддверии Шагаа готовят большое количество угощения для всех, кто зайдет в праздничный день в гости. В старину скуповатым богачам доставалось от бедняков именно в Шагаа. По информации, собранной ученым Георгием Курбатским, молодежь шла «колядовать» по аалам и тем, у кого угощение было скудным, приходилось выслушивать частушки, в которых звучали слова: «То, что ты приготовил для народа, я один съел», «Ты с осени не готовился к Шагаа, наверное, думал, что богатые не придут, а бедные и это съедят…», «Хватит, ребята, пойдем отсюда. Они приготовили жирное мясо не для гостей, а для себя. Да еще спрятали, хотят его подпортить, наверное, пусть протухнет. А мы пойдем к следующей юрте». Ссор и драк на Шагаа не было. «Нож в ход никто не пускал, хотя он был за спиной у каждого», – пишет Георгий Николаевич.
В ночь накануне Шагаа желательно не спать, хотя бы в промежутке между 3 ночи и 6 утра – ведь новый год наступает не в полночь, а с восходом солнца в первый новогодний день. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет. Как правило, в это время (не находящиеся в храмах на молебнах) дома читают детям сказки, играют в народные игры и ждут рассвета. На рассвете мужчины возжигают сан, «угощают» огонь пищей и произносят пожелания на предстоящий год. Хозяйки приветствуют первый луч солнца свежезаваренным чаем, разбрызгивая его по установленной традиции в направлении частей света. Поприветствовав солнце, землю и Большую родину – Туву, обязательно угощают этим чаем детей и всех, кто находится в юрте. В трех шагах от входа в юрту устанавливают «сан» – курильницу, которую возжигают угольком из домашнего очага.
За три дня до Шагаа и в течение месяца после наступления нового года нельзя совершать неблаговидные поступки, в том числе употреблять алкоголь. В этот период стократно увеличиваются благие деяния и настолько же – обратные.
В тувинской традиции потребления алкоголя не приветствовалось никогда, а в Шагаа тем более. Доктор исторических наук Монгуш Борахович Кенин-Лопсан в своих трудах отмечает, что тувинцы с давних времен считали всякое спиртное «аза суксуну» – напитком дьявола.
Многие знают, что одной из причин уничтожения этноса является алкоголизм. В давние времена тувинцы считали, что арага отнимает жизнь. Более двух дашка (стопки) араги не употребляли. Ученые-генетики полагают, что в организме у тувинцев отсутствует фермент, расщепляющий алкоголь. Это вызвано тем, что в традиционное питание тувинцев не входили хлеб и дрожжесодержащие. Эти продукты и водку тувинцы начали употреблять только с середины XX века, поэтому организм не адаптировался и не выработал защиту. Этим можно объяснить быстрое опьянение от небольших доз, привыкание, зависимость организма от алкоголя у тувинцев. Предки большое внимание уделяли традициям, обычаям и запретам. Так вот, раньше не разрешалось употребление араги мужчинам до 40 лет. Женщинам вообще запрещалось употреблять спиртное. Считалось, что если с раннего возраста отравлять организм алкоголем, то мужчина не может стать защитой и опорой для рода. Даже в давние времена наши предки знали, что алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство.
Воздержание от алкоголя в новогоднюю ночь избавляет от негативных деяний.