Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни.
Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.
Причинами подросткового суицидального поведения могут служить:
– психические заболевания;
– насилия и психологические травмы;
– проблемы взаимоотношений с окружающими людьми;
– психоактивные вещества;
– тяжелые соматические заболевания;
– отсутствие денег и безработица, финансовые трудности;
– социальные стрессы;
– неорганизованный досуг;
– влияние интернета;
– влияние субкультур;
– изменение системы ценностей;
– смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.
Перечислим особенности поведения и симптомы риска самоубийства, которые могут наблюдаться у детей и подростков. У подростка могут наблюдаться:
– угрозы покончить с собой;
– изменение личности (необычная отстраненность, агрессия, перепады настроения);
– рискованное поведение (стремление к опасности, употребление ПАВ);
– нарушение аппетита;
– импульсивное обжорство;
– бессонница;
– падение успеваемости;
– вспышки ярости;
– слезливость;
– сложности концентрации внимания;
– прогулы;
– пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
– потеря интереса к увлечениям, спорту и школе;
– непосредственные заявления о смерти;
– косвенные высказывания;
– намек на смерть или шутки по этому поводу.
Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные взаимоотношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно подключить детского психолога, при серьезных нарушениях – психиатра.
Что поможет предотвратить и избежать самоубийства детей и подростков.
Поддержка семьи, друзей, важных в жизни человека людей.
Приносящее удовлетворение жизнь в обществе, в школьном коллективе.
Социальная интеграция (через учебную деятельность, конструктивное использование досуга).
Наличие творческих замыслов и планов.
Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким людям.
Выраженное чувство долга, моральные принципы и ценности жизни.
Зависимость от чужого мнения (боязнь осуждения).
При суицидальном поведении и намерениях Важно !
Сохранять спокойствие и предлагать поддержку, не осуждать, не конфронтировать.
Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.
Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать его «нормальным» вариантом выхода из трудной ситуации.
Поощрять полную откровенность, больше слушать, чем говорить.
Сконцентрироваться на понятиях «здесь и теперь».
Изучать наличие и качество поддержки семьи и сверстников.
Определять, справляется ли ребёнок со своими чувствами, не
оказывают ли они влияние на его повседневные занятия.
Получать сведения от родителей, учителей, друзей об изменениях в
поведении, их продолжительности, провоцирующих событиях.
Выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы, помочь
подростку осознать свои личностные ресурсы.
Вселять надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
При сохранении симптомов необходима консультация психиатра.
Будьте внимательны и добры друг к другу, поддерживайте и помогайте тем, кто в этом нуждается, берегите и цените детство и детей!